Иеротипия музейных стен

Не устаешь поражаться, какое количество знания есть в мире. Есть такая дисциплина – иеротипия. Она занимается изучением сакральных пространств. Понятие сформулировано было российским ученым в 2001 году. Главный тезис в том, что создание сакральных пространств должно рассматриваться как особая сфера творчества и самостоятельный предмет историко-культурных исследований.

«Среди крупнейших иеротопических проектов в истории выделяется создание Первого Храма Соломоном, строительство Св. Софии Константинопольской Юстинианом и создание первых готических соборов аббатом Сюжером».

Изображение Храма Соломона в представлении крестоносцев

Новые сакральные пространства храмов или святилищ часто создавались в результате осознанного воспроизведения первичного сакрального пространства, обозначенного самим Богом в процессе иерофании. Так, в истории христианства неоднократно предпринимались попытки воссоздания Святой Земли, в частности в России в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой».

http://www.n-jerusalem.ru/index.html
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Иеротипия – не этим ли занимаются работники музеев духовной культуры в каком-то смысле? Создать пространство, где будет жить дух. Ведь известно, что помещения передают душу человека, в них живущего. Как писал в «Закорючках» Петр Мамонов: «У меня в комнате все вещи излучают свет».

О постном плейлисте

Православные христиане проходят Великий пост – самый главный, долгий и строгий из всех. Всем известно, что во время поста не желательно есть животную пищу, советуют убрать из программы дней все развлекательное и не относящееся к мыслям о душе и о Боге. Лишить себя соблазнов значит отказаться от того образа жизни, к которому привык. Но должны ли мы терзать себя так сильно (а заодно и своих близких), чтобы лишиться отдушин в виде произведений современной культуры? Мы подобрали пару примеров современной музыки и кино, которые не отвлекут от поста, а помогут настроиться на покаянный лад и задуматься о вечном.

Музыка. Александр Башлачев

Александр Башлачев

Если не слушали, самое время. Такие строки СашБаш поет в песне «Вечный пост»:

Но не слепишь крест, если клином клин.
Если месть — как место на звон мечом.
Если все вершины на свой аршин.
Если в том, что есть, видишь, что почем.

Хотя некоторые песни даже слишком лихие («Время колокольчиков», «Все от винта»), развлекающим творчество Башлачева назвать нельзя. А вот «Ванюша» – песня о загадочной русской душе, о жизни, смерти и воскрешении. Критики пишут, что эта — песня прямое доказательство, что СашБаш как никто другой, умел говорить о вечных ценностях так, что даже у самого циничного слушателя комок слез подступает к горлу. О поэзии Башлачева пишут серьезные исследования, а послушать музыку можно здесь.

Кино. Фильм «Христиане»

Он заставит задуматься о том, а достаточно ли просто называться христианином и ходить в храм к Причастию.

Героиня фильма — проститутка

Идет разбирательство о какойто очередной чиновничьей растрате. Свидетельница Пастухова отказывается принять присягу, и тем нарушает сонный ход заседания.

– На каком основании? – и так, и эдак, то строго, то ласково спрашивает судья. Пастухова разъясняет, что в Христа она верует, но христианкой себя назвать не может: «Какая же я христианка, если я такая?» – горько задается вопросом свидетельница Пастухова, проститутка с восьмилетним стажем.

Дальше все идет по одноименному рассказу Леонида Андреева: зал оживляется, судья в замешательстве, присутствующие по-своему объясняют случай Пастуховой, обнажая свои взгляды на веру. Самое интересное, что сценарий «Христиан» написал Павел Лунгин. Будущий режиссер «Острова» и «Царя» передал мысль андреевского рассказа, что христианство бывает прикрытием для лицемеров, а занимающиеся греховными делами люди бывают честными. Первые милостиво прощают себе грехи, а вторые не смеют и подумать о том, чтобы быть прощенными.

Оставить комментарий

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>